рАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

ПРОЕКТ «Одаренные дети» Пояснительная записка Социально-экономические преобразования в нашем государстве выявили потребность в людях творческих, активных неординарномыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе критического анализа ситуации формулировать новые перспективные задачи. Поэтому перед современной педагогической наукой стоит задача воспитания человека с новым, интеллектуальным уровнем самосознания, способного к концептуальному мышлению, творческой деятельности и самостоятельному управлению собственной деятельностью и поведением. Проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи - самая важная в сфере образования. От её решения зависит интеллектуальный и экономический потенциал государства. Проект «одаренные дети» ставит своей целью создание необходимых условий для развития интеллектуальных, творческих и физических способностей детей и подростков, для формирования потребности в непрерывном самообразовании, активной гражданской позиции, культуры здоровья, способности к социальной адаптации и творческому самовыражению в условиях общеобразовательной школы. Проект «Одаренные дети» объединяет блоки основного и дополнительного образования через психолого-педагогический блок для создания гарантированных возможностей с целью развития способностей одаренных детей. Программа разработана по трем направлениям: -работа с учащимися; -работа с родителями; -работа с педагогическим коллективом. Каждое направление программы реализуется ежегодно, возможна корректировка содержания, форм и методов реализации программы. Концепция работы с одаренными детьми Под одаренностью понимают системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Выделяют 3 категории одаренных в умственном отношении детей: - дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях; - дети с признаками специальной умственной одаренности (профильная одаренность); - дети потенциально одаренные, обладающие яркой познавательной активностью и незаурядными умственными резервами, но не достигшие успехов в учении и пока себя не проявившие. Общие особенности одаренных детей: Одаренные дети не похожи друг на друга как по диапазону и своеобразию своих способностей, так и по личностным характеристикам: - высокие умственные способности; - способность быстро схватывать смысл принципов, понятий, положений; - потребность сосредоточиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и стремление разобраться в них; - способность подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения; - обеспокоенность, тревожность в связи со своей непохожестью на сверстников. Цели выявление одаренных детей создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии способностей. Задачи: Для реализации первой цели необходимо решить задачи: знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми; обучение через методическую службу, педсоветы, самообразование; накопление библиотечного фонда по данному вопросу; знакомство педагогов с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики; проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои способности. Для реализации второй цели необходимо решить следующие задачи: отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества; предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, учителем, через самостоятельную работу. Принципы педагогической деятельности Принцип гуманизации – заключается в ориентации учебно-воспитательного процесса на личность ученика, что проявляется в выборе содержания, методов, средств обучения и воспитания. Ученик находится в центре образовательного процесса. Этот принцип реализуется в выборе элективного курса, свободе принятия решения продолжить образование. Принцип индивидуализации – состоит в учете психологических индивидуальных различий учащихся: их темперамента, типа мышления, динамики психических процессов и т.д. Индивидуализация ОУ заключается в психолого-педагогической поддержке, разработке индивидуальных образовательных маршрутов, подборе педагогического инструментария для контроля и коррекции хода и результатов процесса обучения и воспитания. Принцип дифференциации – это такой подход к обучению и воспитанию, который учитывает различие учеников. Для обучения ОД применяется как внутренняя, так и внешняя дифференциация. Используются адаптивные разноуровневые формы обучения и контроля. Принцип гуманитаризации – заключается в преобладании наук, связанных с изучением общества, культуры, истории народа в учебных планах. Кроме того. Этот принцип реализуется через мероприятия внеклассной работы. Направления реализации программы: 1. Профессиональный психолого-педагогический отбор одаренных детей: - социально-психологическое изучение учащихся школы; - психолого-педагогическое обследование среды, в которой происходит их воспитание и обучение; - беседы с родителями ОД. 2. Психолого-педагогическое сопровождение ОД - создание банка данных индивидуально-психологических характеристик ОД; - организация и проведение психолого-педагогического консультирования учащихся, педагогов, родителей; - разработка конкретных рекомендаций по работе с каждым из ОД; - оказание поддержки всем участникам программы «Одаренные дети». - организация психолого-педагогического семинара для учителей. - организация мониторинга развития ОД. 3. Организация работы с ОД в рамках учебного процесса. - Выбор стратегии обучения для каждого ОД. - Разработка программ индивидуальной работы с ОД. - Разработка индивидуальных образовательных маршрутов по учебным предметам. - Предоставление ОД свободы в выборе форм итогового контроля с предпочтением защит творческих работ. 4. Организация работы с ОД во внеурочной деятельности. - Организацию работы творческих объединений; - Организацию курсов по выбору; - Организацию олимпиад по учебным предметам; - Организацию проектной деятельности; - Организацию экскурсий, выходов в музеи и т.д. - Организацию ученических научных конференций. - Организацию группы «Ассистент учителя». - Организацию предметных выставок. - Организацию вечеров и праздников. - Организацию конкурсов, викторин, интеллектуальных игр. - Выпуск стенгазет. - Организация предметных декад, дней профиля. 5. Материально-техническое и информационное обеспечение. - Обеспечение соответствия учебных аудиторий нормам СЭС. - Укомплектованность библиотеки учебниками. Периодическими изданиями. Методической, научной, и художественной литературой. - Бесперебойная работа сети INTERNET. - Обеспечение учебного процесса необходимым оборудованием, материалами.

СТРАТЕГИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ I этап – аналитический – при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: учебной, художественной, физической и т.д. Этот этап (1 - 4-й год обучения) характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои эмоциональные, физические потребности. Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях, но наиболее естественно, сообразно самой природе деятельности – в области художественного развития. В связи с этим целесообразно использовать часы вариативной части в обучении младших школьников на организацию творческих мастерских.

Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах 2 и 3 ступени. II этап – диагностический (5-9-е классы) – на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную. Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин. Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным. На II этапе нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий. На этом этапе работы с одаренными детьми наиболее целесообразны групповые формы работы (возможность организации таких групп предоставляется БУП): спецкурсы, миникурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания и т.д. Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе. Основой такой системы выступает «погружение в культуру», функциями системы являются обучение и воспитание, а организующим началом – игра. III этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся. Старшая школа является особым образовательным пространством, в рамках которого, с одной стороны, завершается выполнение обществом его обязательной функции по формированию социально-адаптированной личности, а с другой стороны, реально происходит постепенная переориентация доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией системы ЗУНов к созданию условий для становления комплекса компетенций, которые рассматриваются как способности человека реализовать свои замыслы в условиях многофакторного информационного и коммуникационного пространства. Исходя из этого формируются новые принципы и методология организации образовательного пространства в старшей школе: - индивидуализированные формы учебной деятельности (школа «Поиск», работа по индивидуальным программам; - выработка проектно-исследовательских навыков (проектная методика); - самоопределение старшеклассников в отношении профилирующего направления собственной деятельности (профильные классы); - четко определенное с этической точки зрения коммуникативное поле. Условия успешной работы с одаренными учащимися. · Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. · Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми. · Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы. Включение в работу с одаренными детьми в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами: - учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющий воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он. Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть не директивным; - учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности учитель считает окружающих способными; - самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать, оберегать; - учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитимем. Учитель должен быть:  увлечен своим делом;  способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;  профессионально грамотным;  интеллектуальным, нравственным и эрудированным;  проводником передовых педагогических технологий;  психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;  знатоком во всех областях человеческой жизни. Формы работы с одаренными учащимися:  творческие мастерские;  групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;  факультативы;  кружки по интересам;  конкурсы;  интеллектуальный марафон;  спецкурсы;  консультирование обучающихся в заочных школах при вузах;  участие в олимпиадах;  работа по индивидуальным планам;  занятия в профильных классах. При всех существующих трудностях в системе общего среднего образования сегодня открываются новые возможности для развития личности учащегося, и одаренной личности в частности. Программа развития нашей школы предусматривает целенаправленную работу с одаренными учащимися, начиная с начальной школы и до осознанного выбора жизненного пути. Ожидаемые результаты программы «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ» 1.Повышение качества образования. 2. Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей. 3. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности. 4.Создание атмосферы позитивного труда, его значимости в жизни человека, творчества в противовес распространяющейся наркомании, социальному отрицанию. 5.Повышение уровня владения детьми обще предметными и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей. 6.Расширение диапазона мероприятий для раскрытия творческих способностей учащихся. 7. Повышение квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми



План мероприятий по реализации Программы развития школы на период 2011-2015гг. ПРОЕКТ «Одаренные дети» Задачи МероприятияСрокиОжидаемый результатОтветственныеФинансирование
Знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми; -знакомство педагогов с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;Обучение через методическую службу, педсоветы, самообразование2011-2015
Зам по ВР

Накопление библиотечного фонда по данному вопросуПриобретение методических материалов в школьную библиотеку2011-2015Пополнение библиотечного фондаАдминистрация, библиотекарьБюджет
Выявление одаренных детейПроведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои способности.2011-2015Выявление одаренных детейАдминистрация Бюджет, внебюджетные средства
Отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
Внедрение модели исследовательской и проектной деятельности учащихся Ведение портфолио учащихся2011-2015Проекты учащихся
Портфолио учащихся Зам дир по УВР
Зам дир по ВР, классные руководители

Предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, учителем, через самостоятельную работу.Привлечение учащихся к занятиям в творческих объединениях, спортивных секциях. Мониторинг занятости учащихся в творческих объединениях2011-2015Увеличение доли учащихся, занятых во внеурочное время в творческих объединенияхЗам дир по ВР, руководители творческих объединений



Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Друзья сайта
  • Сайт школьного округа
  • Сайт РМО Кытмановского района
  • Комитет администрации Кытмановского района по образованию
  • Официальный сайт Кытмановского района
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0